my stepmom hentai hentai-images.com sister futa hentai
thelugu sex stripmpegs.com free indian erotic sex stories
فيديوهات بنات سكس wfporn.com سحاق بنات نار
صور جنس متحركة arabianmotion.com سكس اجنبي مجاني
صور الهام شاهين سكس crazypornonline.com افلام سكس الديوس
tamilsexvid hamsterporn.mobi kaam vasna
desixb com clasporno.org indian long sex x vedio
sex online videos indianteenxxx.net tabu hot scenes
سكس زوجة مصرية pornigh.com فلم حمام النساء
صورجنسيه milfhdtube.net نوم سكس
xnxxvideo indianhardfuck.net sexy blue film in english
indian xxxx movies boafoda.me rinku ghosh
hentai doujinji hentaitgp.net furyou ni hamerarete jusei suru kyonyuu okaa-san ~iki jigoku ni ochita kazoku no game~
سكس المتعة meyzo.pro يلعب فى كسها
سكس يمني x-arab.com سكس فنانات مصر
It’s Official: The 2019 Standard Deduction Is Getting Even Large
Business

История одного корабля — FiNE NEWS

[ad_1]

История одного корабля

27 сентября исполняется 240 лет со дня ввода в строй 66-пушечного парусного линейного корабля «Слава Екатерины», который позже был переименован в «Преображение Господне». «Слава Екатерины» стал первым линейным кораблем Черноморского флота и оставил широкий след в русской истории. Давайте же расскажем об истории этого корабля и затронем вообще сложности русского кораблестроения на Черном море конца XVIII века.

Итак, в 1778 году было начато строительство Херсонской верфи, причем предложил это нанятый на русскую службу английский адмирал Чарльз Ноульс. Смысл был в следующем – до этого момента русские корабли строились либо в Таганроге, либо в Воронеже, на реке Дон. Что Азовское море, что Дон обладали очень малыми глубинами, и это накладывало ограничение на размеры кораблей. Организация верфи в Днепро-Бугском Лимане позволяла начать строительство кораблей более крупного размера.

Изначально первый проект линейного корабля для Черного моря был разработан английским кораблестроителем на русской службе Ламбе Ямесом, он предлагал строить 60-пушечные корабли длиной 47,2 метра, шириной – 12,55 метров и осадкой 4,8 метра, что давало примерно 0,3 метра запаса под килем для прохождения на большую воду.

В 1780 году Ямесом был проработан проект строительства 66-пушечного корабля с немного увеличенными размерами (48,8х13,5х5,8 м), и 7 июля 1780 года корабельным мастером Семеном Ивановичем Афанасьевым на Херсонской верфи были заложены в «хорошей пропорции» два 66-пушечных корабля – «Слава Екатерины» и «Святой Павел».

Правительственным указом 1781 года предписывалось построить 12 таких кораблей, однако в 1784 году было решено иметь десять 66-пушечных и два более мощных, 80-пушечных корабля. К началу Русско-турецкой войны 1787–1791 годов было построено пять из десяти 66-пушечников.

1
Вид корабля «Слава Екатерины»

Афанасьев же и предложил довольно смелое решение: «На Черном море плавание от своих берегов в небольшой отдаленности, провизии и других припасов не только в половину, но и третьей части против петербургских довольно, и потому здешние корабли можно строить гораздо остродоннее, которые в плавании удобнее, нежели нынешние, да и штормы на море будут выдерживать надежнее».

Изначально для строительства использовался польский дуб, закупленный в 1779 году, но потом, согласно письму поручика Ржевского графу Чернышеву от 11 мая 1783 года, произошло сразу два события, которые строительство корабля приостановили: Польша запретила в стране хождение русских ассигнаций и медной монеты, а также в месте заготовки лесов появилась чума. Поэтому срочно пришлось изыскивать резервы и недостаток леса восполнить крымским дубом.

Плюс – скоро чума достигла и Херсона, поэтому на 19 июля 1782 года по рапорту генерал-поручика Ганнибала на корабле «Слава Екатерины» сделано не более половины работ. Однако вскоре чума отступила, работы были продолжены, 19 июля 1783 года на корабль был назначен капитан – Марко Войнович.

Ну а 27 сентября 1783 года «Слава Екатерины» вошел в строй Русского Черноморского флота. Дооснащали его примерно год, и только 4 сентября 1784 года корабль вышел в море без пушек для перегонки в Ахтиарскую бухту (будущий Севастополь).

6 сентября русские миновали Очаков, ну а еще через семь дней корабль кинул якорь у южной оконечности Крыма. Там на корабль поставили пушки, довооружили и окончательно оснастили, вооружение его составляло двадцать шесть 30-фунтовых пушек на нижнем деке, двадцать шесть 12-фунтовых пушек на среднем деке и шестнадцать 6-фунтовок на верхней палубе и надстройках. 25 июля 1785 года «Слава Екатерины» провел в море первые учения с другими кораблями эскадры.

Потемкин
Князь Григорий Александрович Потемкин

В ведомости на 1786 год три 66-пушечных корабля «Слава Екатерины», «Св. Павел» и «Мария Магдалена» проходят как «благонадежные», то есть способные к плаванию.

С началом Русско-турецкой войны в конце лета 1787 года «Слава Екатерины» в составе практически всей Черноморской эскадры вышел в море, дабы произвести поиск Русского флота у Варны. 9 сентября 1787 года у мыса Калиакрия эскадра попала в шторм, который длился пять дней. В результате корабль остался только с фок-мачтой, его унесло к Кавказскому побережью, и только 22 сентября, поставив фальш-мачты, Войнович сумел вернуться в Севастополь.

Из рапорта Войновича контр-адмиралу Мордвинову: «Это чудо, Николай Семенович, как мы спаслись, поверить не можете нашему несчастию, и как все манкировало в один час: корабли и фрегаты сделались как решето, течь преужасная и чуть мой корабль не потонул».

В этой ситуации у русских на море временно осталась только Азовская эскадра из 4 фрегатов, а весь севастопольский отряд стоял на ремонте в Севастополе. И это при том, что мачты и лес нужно было везти из Польши до Кременчуга, а потом сплавлять по Днепру.

«Слава Екатерины» был поврежден очень сильно. Из отчета Войновича Потемкину: «корпус корабля вдоль и поперек в пазах и в стыках палуб имел движение», вышли из гнезд бимсы и кницы, на всех деках отошли ватер-вейсы, был сильно поврежден руль, и прочее, прочее, прочее. Ремонт возглавил прибывший из Архангельска корабельный мастер Катасанов.

Понятное дело, что корабли Севастопольской эскадры чинили со всей возможной скоростью, а пока в Днепро-Бугском лимане разворачивалось первое морской сражение той войны – Очаковское. Здесь отличились Лиманская флотилия и береговые батареи Кинбурна, которые нанесли туркам серьезные потери.

13 марта 1788 года согласно рескрипту князя Потемкина корабль «Слава Екатерины» был переименован в «Преображение Господне», и «впредь стоял под тем именем».

Ушаков
Федор Федорович Ушаков

18 июня 1788 года «Преображение Господне» будучи флагманом в эскадре Войновича, вместе с другими кораблями вышел в море. Главная задача Российской эскадры состояла в том, чтобы не дать возможности бежавшей после разгрома под Очаковым турецкой эскадре снова вернуться и оказать помощь осажденным в Очакове турецким войскам.

Из-за противных ветров русские подошли к Тендровской косе только 10 июля. 14 июля у острова Змеиный (Фидониси) состоялась перестрелка Русской и турецкой эскадр, которая закончилась безрезультатно для обеих сторон. Русские настаивают на потоплении одной шебеки, по турецким данным – потерь в бою они не имели.

19 июля эскадра вернулась в Севастополь.

Далее флот возглавил Ушаков, но весь 1789 год сражений как таковых не было – флот усиливал свой состав.

В 1790 году для своих операций турки стянули в Черное море почти весь свой флот – в море вышла турецкая эскадра под командованием Хусейн-паши. Состав ее был – 17 линейных кораблей, 5 бомбардирских фрегатов, 23 малых судна. Суда везли десант в Крым – по разным данным, от 3 до 7 тысяч солдат. Высадиться предполагали по ситуации либо в Керчи, а если там береговая оборона будет сильно укреплена – то на Кубани, в Анапе. Состав турецкой эскадры:

 

Таблица
Состав турецкого флота при Керчи

8 июля вышел в море Ушаков, имея в строю 10 кораблей (84-пушечный «Рождество Христово», 66-пушечные «Мария Магдалина», «Св. Павел», «Преображение Господне», «Св. Владимир», 50-пушечные «Апостол Андрей», «Александр Невский», «Георгий Победоносец», 46-пушечные «Петр Апостол» и «Иоанн Богослов»), 6 фрегатов (40-пушечные «Иероним», «Нестор Преподобный», «Покров Богородицы», «Иоанн Воинственник», «Амвросий Медиоланский», «Кирилл Белозерский») и 17 мелких судов (всего 860 пушек).

19 июля 1790 года состоялось Керченское сражение. Ушаков снялся с якоря и приказал выстроить линию, турки повернули фордевинд и двинулись параллельно нашей эскадре на юго-восток. Перестрелка шла на довольно большом расстоянии – 600–800 ярдов, обе стороны вели себя осторожно.

Турки, пользуясь наветренным положением, начали около полудня атаку на авангард, однако вовремя подошли корабли центра и вместе смогли отбить нападение.

Керченское сражение
Керченское сражение

Ни турки, ни русские потерь в кораблях не имели. У Ушакова после Керченского боя было 29 убитых и 68 раненных. У турок количество людских потерь неизвестно, но, скорее всего, они были больше русских, поскольку на кораблях находился десант, помимо экипажей кораблей.

Хусейн-паша после боя отвел свою эскадру к Тендровской косе, этим самым турки отрезали Севастополь от Николаева и Херсона, где строились корабли, и угрожали Русской армии, действующей в районе Дуная и Днестра, замедлив движение войск к Килии и Измаилу до середины сентября. Ушаков должен был дать еще одно сражение турецкому флоту, чтобы обезопасить фланги армии и избавить от возможной угрозы Очаков, Херсон и Николаев.

Русские закончили ремонтные работы в Севастополе еще 19 августа, но вышли в море лишь 4 сентября в том же составе: 10 кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирское судно, 17 крейсерских судов. У турок также не было изменений в корабельном составе, только лишь Саид-бей перенес свой флаг с сильно избитого у Керчи «Муккадеме-и Нусрет» на 58-пушечный «Мансурие».

В 6 часов утра 8 сентября Ушаков обнаружил в 7 милях от себя флот Хусейн-паши, стоящий на якоре в трех линиях. Сознавая малую огневую ценность русских фрегатов, слабо вооруженных, он выделил «Иероним», «Покров Богородицы» и «Иоанн Воинственник» в отдельный отряд, с задачей оказать основным силам помощь на сложных участках в ближнем бою.

В 15:00 русские догнали турок, и началась жестокая стрельба с двух сторон, причем Ушаков обострил ситуацию, приказав сближаться с турецкими кораблями до 50 саженей (примерно 100 метров). К 17:00 османы не выдержали ближнего боя и начали выходить из линии. Русские пустились в погоню и преследовали противника до темноты, с заходом солнца будучи вынуждены встать на якорь.

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, русские корабли вообще разбросаны на большом пространстве. Турецкий же флот оказался разделен на две большие части – северную, во главе с «Бахр-и Зафер» (флаг Хусейн-паши), и южную, с флагманскими «Мелек-и Бахри» и «Мансурие» (флаг Саид-Бея).

Сражение при Тендре.
Сражение у Тендровской косы

Если части, возглавляемой Хусейном, удалось беспрепятственно бежать к мелям Гаджибея у Днестра и укрыться там, то вот южной группе кораблей не повезло. Ушаков навалился на нее всеми силами, ни о какой линии речи уже не шло, турецкие суда пустились в рассыпную, и русский командующий сосредоточил свое внимание на двух самых крупных кораблях – «Мелек-и Бахри» и «Мансурие». Первый был поврежден еще во вчерашнем бою (потерял часть фок-мачты) и не мог развить требуемую скорость, второй – шел замыкающим, как и полагается флагману.

В 10:00 50-пушечный «Апостол Андрей» нагнал «Мансурие» и вступил с ним в бой. Вскоре к обстрелу подранка присоединился однотипный «Георгий Победоносец», а через 20 минут 66-пушечный «Преображение Господне» атаковал несчастного турка и с другого борта. Через полчаса за «Мансурие» взялся флагманский 84-пушечный «Рождество Христово». На турецком корабле вспыхнул пожар, огонь добрался до крюйт-камеры, грянул взрыв, и «Мансурие» исчез в ослепительной вспышке.

Что касается «Мелек-и Бахри» – он так же сопротивлялся до последней возможности. К 14:00 он уже был окружен, русские корабли, сменяя друг друга, всаживали ядра в неподвижный, без мачт, флагман алжирской эскадры. Подошедший «Рождество Христово» встал бортом к носу «Мелек-и Бахри», имея намерение произвести продольный залп, и Саид-бей приказал сдаться. Позже корабль был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под именем «Леонтий Мученик».

Потери турок в этом бою составили два корабля.

31 июля 1791 года состоялось еще одно сражение Русского и турецкого флотов, в котором принимал участие «Преображение Господне» – бой у мыса Калиакрия. Здесь наш 66-пушечный корабль принял участие в обстреле турецкого 74-пушечного корабля «Муккаддиме-и Нусрет» с дальней дистанции. Много турецких кораблей были повреждены, но ни турки, ни русские потерь в бою не имели.

В декабре того же года Россия и Турция заключили мир.

Калиакрия
Сражение у Калиакрии

«Преображение Господне» ненадолго пережил войну, в 1794 году он был признан «неспособным» и пущен на слом. Таким образом, корабль прослужил 7 лет активной службы. Много это или мало?

Согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составила 11 лет и 9 месяцев.

При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца.

Таким образом, даже если сравнить с этим параметром, «Преображение Господне» был построен на совесть и честно отслужил те семь лет активной, без дураков, службы, с боями и штормами, для которой его и строили.

Первенец русского Черноморского флота оказался удачным кораблем, и это делает честь русским корабелам века Екатерины и князя Потемкина.

Литература:
1. Веселаго Ф. Ф. «Материалы для истории Русского флота» – СПб.: Типография Морского Министерства, 1895. – Т. XV / «Документы Черноморского флота с 1783–1796 г.».
2. Sozaev E. Tredrea J. «Russian Warships in the Age of Sail 1696–1860: Design, Construction, Careers and Fates» – Seaforth Publishing, 2010.
3. Anderson, R. C. « Naval Wars in the Levant 1559–1853» – Princeton: Princeton University Press, 1952.
4. Tevfik Temelkuran «Gazavat-ı Cezayirli Gazi Hasan Paşa» – İstanbul Üniversitesi, 2000.
5. Emir Yener «Ottoman Seapower and Naval Technology during Catherine II’s Turkish Wars 1768–1792» – International Naval Journal. – 2016. – Vol. 9. – No. 1.

[ad_2]

FiNE NEWS

Related posts
Business

Блогер Елена Блиновская подала иск к ФНС из-за суммы 1,4 млрд рублей

Business

Резервы Центробанка Турции достигли максимума

Business

у меня где-то 15-20 маек с флагом России и Путиным

Business

должно ли общество спрашивать со своих «звезд» за их поведение?

Sign up for our Newsletter and
stay informed
[mc4wp_form id="14"]
xnxx videos dadyporn.mobi heavy-r
the broken marriage vow april 18 2022 full episode advance eteleserye.com kmjs july 17 2022
lotto hearing number teleseryeplay.com fpj ang probinsyano april 18
فلم سكس مصرى cyberpornvideos.com سكس اخوات اجانب
rasika dugal sex elporno.mobi couple doing sex video
bhabhi69 assoass.mobi hot romance xxx
the house arrest of us episode 1 replayteleserye.com cidh hospital
pagal world hd video hindihdporn.com indian xnxx telugu
hentai mai areahentai.com bestfriend fuck
latest bhabhi porn momyporn.mobi mallu leaked
manisha koirala sex video tubeofporn.mobi napali sex video
hentai dead or alive jabhentai.com big sister hentai manga
水沢かおり javcensored.mobi ましろ19歳 gカップ×美少女!最高クラスの素人女子と生ハメ中出しsex!
سكس الرياضه fiedze.com سكس مرات الاب مترجم
nag aaway na pamilya teleseryefullepisodes.com nang ngumiti ang langit full episode