It’s Official: The 2019 Standard Deduction Is Getting Even Large
Business

Как использовать клиповое мышление в развитии детей


Все больше детей сталкиваются с трудностями в усвоении новой информации: учебники, выпущенные до пандемии, не предполагают цифровые задания. Их цель – научить базовому счету, письму, чтению без применения гаджетов.

Как использовать клиповое мышление в развитии детей
© Daily Moscow

Пандемия усилила проблему развития социальных навыков и когнитивных расстройств у детей. Изменился формат потребления контента: на смену длинным текстам пришли короткие видеонарезки, обилие фото, яркая анимация, коллажи.

Мозг стал думать фрагментарно, разрозненными кусками. Мысли соединяются в калейдоскоп бессвязных событий. Так родилось клиповое мышление, о котором впервые заговорили в России в конце 1990-х.

Ребенку с клиповым мышлением сложнее выстраивать логические взаимосвязи. Он путает важное и второстепенное. Объем информации каждый год увеличивается вдвое, приходят перегрузки и рассеянное внимание. Но цифровые технологии продолжат проникать глубже в нашу жизнь. Поэтому клиповое мышление – уже данность.

По мнению антрополога из Уральского федерального университета, человек мыслит по аналогии с техникой, то есть ключевыми тегами и словами.

Поэтому посмотрим на проблему с другой стороны: как направить клиповое мышление на пользу детям и почему его не стоит бояться?

Как работает клиповое мышление?

Короткие видео обманывают мозг и вызывают выброс дофамина, гормона удовольствия. Он вырабатывается, когда мы делаем что-то приятное или получаем вознаграждение. Достижение какой-то цели тоже вызывает чувство радости и наслаждения благодаря этому гормону.

Психотерапевт называет социальные сети «дофаминовой ямой», которая способна провоцировать мозг на получение быстрого удовольствия.

Дети подвержены эмоциональным всплескам, готовы свайпать страницу за страницей ради смеха и веселья. Если контент кажется неинтересным – легко переключиться на то, что приведет к выбросу дофамина. И полный запрет на гаджеты в корне не решит проблему клипового мышления.

Ребенок сталкивается с инфомусором, не осознавая последствий. В среднем пользователь соцсетей потребляет 80-100 сюжетов, абсолютно разных по темам, за один час.

А 60% российских школьников, по данным исследований , проводят до трех часов в интернете. При этом 82% детей открывают соцсети из-за того, что там много знакомых, хотя у 43% школьников реальных друзей не больше 10 человек.

Взрослым стоит помочь ребенку сформировать персональный инфопоток, полезный и занимательный, направить на развитие поведенческих и логических связей, расширение кругозора и любопытства. Даже если ребенок использует ваш компьютер или телефон в свободное время.

3 совета, как обратить клиповое мышление на пользу детей

Выберите качественные и проверенные источники информации

Хорошим источником информации для детей будет ресурс, где собраны проверенные факты, есть ссылки на первоисточники. А в создании контента участвуют научные редакторы, психологи, методисты и учителя с большим стажем работы.

Среди таких проектов «Чевостик», известный своими аудиозаписям с начала 2000-х, «Сказбука», «Матемагия» и другие.

Обратите внимание, чтобы на сайте или в мобильном приложении сервисов отсутствовала агрессивная реклама. Текст должен иметь заголовки, абзацы, списки, информационные факты и ссылки на первоисточники. Если дизайн, жаргонизмы в формулировках, обилие блогеров вызывают сомнение в качестве контента, это приложение не стоит давать ребенку.

Посмотрите, кто несет ответственность за публикуемый материал: отдавайте предпочтение взрослой экспертизе.

Качественный обучающий сервис не будет рассказывать о трендах в ТикТок, уводить ребенка на сторонний сайт и запрашивать его персональные данные. Будьте внимательны.

Детям приятнее управлять игрой самостоятельно, когда можно выбирать сюжетную линию через общение с персонажем, который становится проводником на замену взрослому. Учитываете этот момент при выборе контента.

Следите за логической структурой

Всегда приятно получать информацию с сайта, где есть связь по темам, направлениям или экспертам. Для ребенка особенно важно видеть логическую цепочку от основ к деталям. Если он попадет в информационный хаос, то не сможет вычленить важное.

Поэтому cкачайте ребенку не игры и соцсети, а познавательно-развлекательное приложение или фильм.

Например, серию научно-популярных фильмов канала Discovery, National Geographic, «Моей планеты» или мультфильмы с Чевостиком, профессором Почемучкиным, Маленькими Эйнштейнами и Семью Почемучек.

Проверяйте знания

Проверить знания ребенка проще через тесты или задания. Можно это сделать на полноценных образовательных платформах – например, российской Учи.ру или белорусской Logiclike. Там в формате карточек c заданиями и логических игр представлены основные школьные предметы и олимпиады.

Такие платформы подойдут школьникам, но на возраст детского сада лучше работают игровые механики.

Самым маленьким почемучкам будет приятно перемещаться по островам в игровых курсах о космосе, Древнем Египте или поиске следов динозавров.

4 причины, как поможет клиповое мышление в будущем

Быстро ориентироваться в большом объеме информации

Дети поколения «альфа» родились в годы выпуска первого Ipad, появления Instagram* (запрещенная в РФ социальная сеть). Это сильно повлияло на цифровизацию современных семей.

Появилась тенденция давать ребенку телефон или планшет, стоя в очереди или в пробке.

Ребенок быстро схватывает, как разблокировать телефон по отпечаткам пальцев, отправить смайлик даже за 15-20 минут времени с гаджетом.

Развить креативность и воображение

На первый взгляд кажется, что 90% контента запрещено к просмотру детям. Но уже появились функции родительского контроля, рекомендательная выдача ярких и полезных мультфильмов, игр и даже познавательных курсов в страну знаний.

Притягательные эмоционально окрашенные видео с фактами из детских энциклопедий помогают глубже погрузиться в вопросы окружающего и фантазийного мира.

Сформировать навыки работы с мультимедийным контентом

Современные технологии делают видеоредактирование и создание анимации доступным даже для детей. Появились компьютерные языки программирования, рассчитанные на возраст от 4-5 лет, учебные курсы с познавательными уроками в формате сайтов и приложений по подписке. Среди них визуальная среда Scretch Junior, Blockly, CodeMonkey.

Интеллектуально отдохнуть

Делать десять дел одновременно плохо. Но современный мир говорит об обратном: ребенок в 5-6 лет ходит на спортивные, творческие или языковые кружки. Тем самым приучается к контролю времени и быстрому переключению на разные виды деятельности. Но мозгу важно отдыхать и перезагружаться, чтобы восстановить силы.

Поэтому желание «зависнуть» в интернете может быть целительным для детей такого возраста. Главное, понимать, на каких ресурсах сидит ваш ребенок



FiNE NEWS

Related posts
Business

Блогер Елена Блиновская подала иск к ФНС из-за суммы 1,4 млрд рублей

Business

Резервы Центробанка Турции достигли максимума

Business

у меня где-то 15-20 маек с флагом России и Путиным

Business

должно ли общество спрашивать со своих «звезд» за их поведение?

Sign up for our Newsletter and
stay informed
[mc4wp_form id="14"]